$: 73.51
€: 87.8
€: 87.8
Ставка ЦБ: 5,5%
Ставка ФРС: 0.25%
Ставка ФРС: 0.25%
Инфляция в RUS 4,9%
Инфляция в USA: 2,46%
Инфляция в USA: 2,46%
Мистические места Среднего Урала
Инопланетяне и шапочки из фольги. Первое в России золото. Фальшивые монеты и уникальный завод-музей. Каменные братья и деревня двух обелисков… Банальщине на стыке Европы с Азией не место. На Средний Урал мы отправились в составе 18-й экспедиции «Открывая Россию», этапы которой не первый год организует Land Rover для клиентов и журналистов.
Машины — стандартные кроссоверы Discovery Sport с двухлитровыми 180-сильными турбодизелями, девятиступенчатыми автоматами и полным приводом (плюс пара «техничек» Discovery 4). Из доработок — силовая защита моторного отсека, зубастые шины да багажники на крышах. Так что никакой жести в духе «Кэмел трофи» не предвидится, к интересным местам проедем по дорогам. Но дорогам типично российским, где асфальт порой встречается реже липкой грязи, лесной колеи и каменистых склонов. Поэтому продвинутые водительские навыки и прочный автомобиль с хорошей «геометрией» в такой экспедиции приветствуются. Двинемся от Екатеринбурга в сторону Перми.
Точка 1. Березовский и золотая лихорадка
Опальный олигарх к названию уральского промышленного городка, спутника Екатеринбурга, отношения не имеет. Хотя мог бы, ведь Березовский — золотая столица региона. Именно здесь в далеком 1745 году крестьянин Ерофей Марков, отправившись к озеру Шарташ за горным хрусталем, случайно открыл первое в России месторождение так называемого коренного или жильного золота.
Сейчас золото в Березовском добывают промышленным способом. Вот так выглядит старейшая в России драга: ее запустили в 1934 году, и с тех пор она прошла по руслу реки около 25 км. Под жуткий скрип механизмов ковши захватывают породу, на борту она промывается, а шлак выбрасывается с кормы
«1745 года мая 21 …раскольник Марков… усмотрел между Становой и Пышминской деревнях дороги наверху земли светлые камешки, подобные хрусталю, и для вынятия их в том месте землю копал глубиною в человека, сыскивая лучшей доброты камней. Только хороших не нашел, и между оными плиточку как кремешек, на котором знак с одной стороны в ноздре как золото и тут же между камешками нашел таких же особливо похожих на золото крупинки три или четыре, а подлинно не упомнит».
Так заковыристо событие описано в документе Канцелярии главного заводов правления. Но за свою честность и открытие стратегического значения Марков чуть не поплатился жизнью. Два года официальная геологическая партия тщетно искала золото в том месте. Крестьянин одной ногой был уже на каторге: все думали, он специально укрыл драгоценный металл от властей. Лишь осенью 1747 года золото, наконец, нашли. И понеслось…
К концу 18 века в Березовском работали уже с полсотни рудников. А с 1814 года тут разразилась золотая лихорадка похлеще американской. Тогда штейгер Лев Брусницын открыл способ добычи рассыпного золота промывкой из речных песков. На исторических фото видно: горожане превратились в старателей, намывая золотишко даже в ручьях на собственных огородах! А уж сколько приезжих людей искали удачи на Урале…
Музей золота рассказывает не только о богатствах недр. Здесь можно увидеть, как жили простые старатели и зажиточные работники. Узнать, что уральские женщины носили подрыльник, дабы не болтать лишнего. А житель Березовского Степан Неустроев командовал батальоном, бойцы которого штурмовали Рейхстаг и водрузили знамя Победы
Сегодня город стоит, по сути, на пустотах шахт и рудников. Многие заброшены, их история окутана страшилками, но добыча еще идет. А подробнее о тайнах Березовского расскажут в Музее золота по адресу: ул. Коммуны, д. 4, — загляните, не пожалеете.
Точка 2. Семь каменных братьев
Насчет происхождения Семи братьев — 25-метровых гранитных скал, взметнувшихся причудливыми перстами к небу среди лесов горы Семибратская, — сложено множество легенд. По одной из версий, однажды на вотчину Демидова, фактически самодержца здешних земель в 18 веке, нагрянула внезапная проверка из столицы. Хотели выяснить — не чеканит ли хитрый промышленник фальшивых монет на своих заводах? Никиту Демидыча вовремя предупредили, и он успел закопать на горе сундуки с деньгами. Охранять богатство поставили семь братьев. Но комиссия оказалась дотошной — искала долго. Богатыри замерзли и от холода превратились в каменных великанов, которые до сих пор никого не подпускают к кладу…
Древние люди опасались приходить к Семи братьям, полагая, видимо, что здесь живут боги. Место и правда суровое. На окрестных деревьях висят венки в память о разбившихся скалолазах, а в годы Гражданской войны тут шли бои — чешские легионеры пытались овладеть Верх-Нейвинским заводом
На самом деле, паломничество путников к Семи братьям не утихает с 19 века — даже лестницу деревянную к вершине пустили, чтобы с высоты за лесными пожарами вокруг заводов наблюдать. А так называемых скальных останцев не семь, а кто как увидит и насчитает. Камни исписаны вандалами и утыканы альпинистскими причиндалами. Но быть на Урале и не посмотреть это чудо природы — упущение.
В таких случаях важно правильно подобрать режим системы Terrain Response, ведь от скорости распределения тяги и срабатывания блокировок зависит — насадится кроссовер на дерево или нет
Тем более для водителя Семь братьев заготовили особо интересный квест. На гору ведет довольно крутая, но широкая тропа. Вот только правильный путь — узкий фарватер, который приходится внимательно высматривать сквозь нагромождение камней, деревьев и корней. Поспешил — оторвал зеркало или поцарапал бампер. Ошибся траекторией — забуксовал и сел на пузо. Так что покорить Семибратскую на автомобиле — двойной успех.
Точка 3. Невьянск. Падающая башня
Двигаясь дальше на Нижний Тагил, рекомендуем зарулить в Невьянск. Здесь находился старейший завод Урала, в 1702 году переданный Петром I Никите Демидову. С тех пор поселок становится столицей промышленной империи легендарного предпринимателя. О былом производственном величии сегодня напоминают лишь остатки корпусов и огромный технологический пруд. Но главное — сохранилась наклонная башня начала 18 века: изящная и вместе с тем жутковатая.
На Невьянск проложена асфальтовая трасса, но от Семи братьев веселее проехать по старой лесной дороге
Вот вам одна из историй. По преданию, Акинфий Демидов (сын основателя династии) лично принимал строение. Поднялся с зодчим, имя которого до сих пор неизвестно, на самый верх и спросил: «Сколько еще сможешь таких построить?». А когда услышал, что много, столкнул мастера вниз с высоты почти 60 метров. Вот башня и наклонилась в ту сторону, куда упал ее создатель.
На верхние ярусы стоит забраться, чтобы поглядеть на механизм и послушать уникальные куранты. Демидов заказал их у английского мастера Ричарда Фелпса, заплатив 5 тысяч рублей золотом. Тогда столько стоил целый завод!
Но чем ниже — тем больше тайн. Рекомендуем, например, протестировать слуховую комнату. Встаешь в угол, шепчешь тихо-тихо, а собеседник на противоположном конце помещения тебя отчетливо слышит. Зачем? Документов на этот счет не сохранилось — только догадки…
В 1890 году Невьянск выгорел почти дотла — страшный пожар уничтожил 2/3 построек, даже каменные Наклонная башня и величественный Спасо-Преображенский собор 1830 года серьезно пострадали. В огне сгинуло много людей и документов. Поэтому тайны заводского поселка, вероятно, так никогда и не будут раскрыты.
Зато назначение лаборатории с входом через «тайный» лаз очевидно — Демидов любил экспериментировать с драгоценными металлами. И вроде бы даже заставлял рабов-смертников чеканить в подвалах фальшивые монеты. Музейные работники красочную инсталляцию на эту тему соорудили, хотя, по официальной версии, подземелий под башней нет. Но кто знает… Местные рассказывают, что до сих пор периодически находят в округе старинные монеты, а археологи не раз натыкались при раскопках на затопленные помещения.
Точка 4. Нижний Тагил. Завод-музей
В самом центре Нижнего Тагила гостей встречают мрачные трубы и нагромождение ржавых конструкций. Но не спешите воротить нос. Перед вами — первый в России завод-музей. Производство на этом металлургическом предприятии запустили еще при Демидовых — в 1725 году и полностью остановили лишь в 2014-м!
Даже если вы не поклонник индастриала и «заброшки», то рискуете им стать. Чего здесь только нет! Доменные печи, мартены, разливочные площадки, конторы, хитросплетения механизмов, прокатный и энергетический цеха… Кстати, питался завод силой воды: до сих пор сохранились плотина с основой из бревен лиственницы и 160-метровый ларь диаметром 4 м, по которому вода поступала к турбинам.
Руководство завода-музея не собирается замыкаться на традиционных экспозициях и готовит целый индустриальный парк развлечений. Техногенный ландшафт планируется использовать для тематических игровых зон, молодежных клубов и прочего модного интерактива
Территория завода по большей части выглядит запущенной и разоренной, но в этом есть свой шарм. Оборудование осталось ровно на тех местах, где встретило свою последнюю рабочую смену. И от того тут немного тревожно. Гул ветра в остовах цехов добавляет драматизма, и ты уже ждешь — вдруг снова запылают печи и расплавленный металл потечет по желобам к вагонеткам. Кстати, при наливе сталь разбрызгивалась, да так активно, что на стенке разливочной площадки и сейчас видна корка застывшего сплава толщиной сантиметров десять.
Точка 5. «Армата» и вагоны
Новый толчок развитию Урала дала Вторая мировая война, вынудившая эвакуировать многие предприятия запада и центра страны. Так в Нижнем Тагиле начали выпускать танки — каждый второй Т-34 сделали здесь.
Сегодня «Уралвагонзавод» осваивает боевые машины на платформе «Армата». Производство секретное, посторонних не пускают, но в кулуарах местные спецы уверяют, что новый танк и правда получился мощнейшим — не зря на парадах западным супостатам пускали пыль в глаза.
Танковое конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода эвакуировали на Урал осенью 1941 года. И достаточно быстро в Нижнем Тагиле образовалась своя школа разработки боевых машин. Самые известные послевоенные танки создавались именно здесь. Лишь Т-64 и Т-80 родом из других городов
Фанатам бронетехники следует заглянуть в заводской музей. Машин тут немного, зато есть как серийные, так и экспериментальные или просто редкие модели. Например, огнеметный ОТ-34-76 в рабочем состоянии, опытный ракетный истребитель танков ИТ-1, полная линейка основных дизельных боевых машин от Т-54 до Т-72Б и современный Т-90С с комплексом оптико-электронного подавления «Штора» — самый популярный в мире танк на рынке вооружения. Причем в некоторые экспонаты можно залезть внутрь!
Однако основной продукцией «Уралвагонзавода» являются, как можно понять из названия, железнодорожные вагоны. Производство этих махин тоже впечатляет, но лучше всяких слов о красоте процесса скажет короткое видео.
Вот так радиально-ковочная машина SKF SHP-32 делает оси для вагонных колесных пар. Четыре молота с усилием 700 тонн бьют по заготовке с частотой 300 ударов в минуту. Каждые 3 минуты агрегат выпускает готовое изделие
Точка 6. Кашка. Героические бабушки
Пересекаем условную границу Европы и Азии. Добравшись до реки Чусовой, временно пересаживаемся на плоты. Через некоторое время видим слева просторный луг и остатки деревянной плотины на впадающей в Чусовую реке Кашке. До 1974 года здесь располагалась одноименная деревня, работала пильная мельница, а затем и маленькая гидроэлектростанция. Сейчас не осталось ничего. Только два военных памятника на берегу.
Первый — павшим в боях Второй мировой. Говорят, жители Кашки ушли на фронт чуть ли не поголовно. Остались только две бабушки. Одна дежурила на ГЭС, вторая — работала в поле. Периодически менялись. Так и пережили военные годы. Вот железные люди были… Родственники фронтовиков до сих пор навещают памятник каждый год и приводят его в порядок.
Чусовая — река широкая и не особо глубокая, так что местные джиперы любят на спор пересекать ее в разных направлениях. Но есть здесь и пороги, и омуты, поэтому на дне покоится немало барок демидовских времен. На таких судах заводы в половодье сплавляли продукцию
Второй монумент выглядит похуже, но он и постарше — времен Гражданской войны. В 1918 году в Кашке был разгромлен отряд красных разведчиков, их комиссар расстрелян. В отместку большевики спалили пару домов, а когда власть Советов установилась прочно, на берегу Чусовой бойцам поставили обелиск.
Точка 7. Молебка. Космодром инопланетян
Знал ли Александр Демидов (да-да, снова представитель знаменитой династии), что основанный им в 1779 году рабочий поселок Молебского завода в 20 веке нарекут аномальной зоной? Производства тут давно нет, зато полно уфологов. Фиксируют контакты с внеземными цивилизациями, необычные явления, миражи и прочие непонятные события. Говорят, выследили даже космодромы инопланетян.
О промышленном прошлом Молебки напоминают лишь заводской пруд и остатки старой плотины. И если бы не легенды об инопланетянах, поселение рисковало вообще исчезнуть с карты. Зато теперь сюда можно приехать не только паранормальные явления изучить, но и на дореволюционные деревянные дома полюбоваться
Местные жители к паранормальным явлениям относятся спокойно. И постепенно учатся на них зарабатывать. Памятник гуманоиду поставили, гостиницу открыли, экскурсии проводят. Вот в столовую за обедом вошла группа веселых людей с шапочками из фольги на головах. А вдруг и правда НЛО прилетит? На загадочном Урале и не такое случается…